|
Электромагнитные многодисковые фрикционные муфты серии ЭМ предназначены для автоматизации привода металлорежущих станков и других машин.
Конструкция Муфты серии ЭМ состоят из следующих
основных частей (см. рис. 1): корпуса 1 с заложенной в него катушкой 2. Один конец катушки
соединяется с корпусом, другой с контактным кольцом 4, запрессованным в пластмассовом
кольце 3; фрикционного устройства, состоящего из стальных дисков двух конфигураций: диска 6
со шлицевым отверстием и диска 7 со шлицевыми
выступами по наружному диаметру, а также
пружинных шайб 8, служащих для разведения дисков при отключении муфты; якоря 9. Токоподвод осуществляется через щётку, закреплённую в
щёткодержателе 5.
| Габаритные и установочные размеры (рис. 1):
а - муфты с гладким отверстием в корпусе и со щёткодержателем;
б - шлицевого отверстия в корпусе;
в - внутреннего фрикционного диска;
г - наружного фрикционного диска. * Размеры для трёх отверстий, расположенных равномерно по окружности, только для муфты ЭМ-62А
| рис. 1
| |
Монтаж Перед монтажом необходимо удалить антикоррозийную смазку. При
установке муфты корпус, диски и якорь надевают на ведущий (ведомый) вал,
имеющий шлицы. Корпус муфты жёстко связывается с ведущим (ведомым)
валом при помощи трёх винтов, для чего в корпусе имеются три резьбовых отверстия d. Фрикционные диски 7
жёстко связываются с ведущим (ведомым) валом при помощи поводка,
изготовляемого заказчиком в соответствии с размерами шлицевых выступов
дисков. Во избежание залипания муфты необходимо, чтобы торец якоря в
отпущенном состоянии, не соприкасался со стальным поводком 1 (рис. 2, а). Это можно обеспечить при помощи немагнитной прокладки 2 (толщиной не менее 2 мм) между якорем и поводком 1 или кольца 3
(рис. 2, б)на валу (лучше из немагнитного материала), ограничивающего ход якоря.
Во избежание чрезмерного нагрева дисков, а следовательно, и всей муфты
при отпущеном якоре величина хода якоря 1 должна быть не менее
указанной в таблице. Необходимо также следить, чтобы поводок не заходил
на корпус муфты более 1-2 мм. Превышение этой величины приведёт к
уменьшению передаваемого момента. При монтаже муфты надо следить за тем,
чтобы не повредить шлифованные поверхности корпуса, дисков и якоря
муфты. Нормальное положение оси муфты - горизонтальное. Установка муфты с
вертикальным расположением оси
допустима лишь вниз якорем и при скоростях, не превышающих 60% от
наибольшей допустимой
скорости вращения. Предохранение якоря муфты от залипания может быть осуществлено с помощью немагнитной прокладки (рис. 2а) или с помощью колец (рис. 2б)
Габаритные и установочные размеры, мм
Тип |
Посадочное отверстие |
Д1 |
Д2 |
Д3 |
d4 |
L |
a |
b2 |
б |
Выступы диска наруж-
ного |
Крепёж-
ное отвер-
стие |
l1 |
Корпус |
Диск
внутренний |
Якорь |
d1 |
d2 |
b |
d3 |
d4 |
d5 |
b1 |
d6 |
b3 |
Кол-во |
d |
l |
ЭМ-12 |
25 |
22 |
6+0.023 |
- |
25+0.5
+0.2 |
22+0.5
+0.2 |
6+0.5
+0.2 |
25 |
78 |
72 |
65 |
33 |
44 |
28 |
33 |
5 |
20+0.3
+0.5 |
3 |
M4 |
8 |
1.2 |
ЭМ-12A |
- |
- |
- |
25 |
ЭМ-22 |
30 |
26 |
8+0.023 |
- |
30+0.5
+0.2 |
26+0.5
+0.2 |
8+0.5
+0.2 |
30 |
94 |
88 |
80 |
42 |
44 |
30 |
6 |
1.2 |
ЭМ-22A |
- |
- |
- |
30 |
ЭМ-32 |
40 |
35 |
10+0.027 |
- |
40+0.5
+0.2 |
35+0.5
+0.2 |
10+0.5
+0.2 |
40 |
116 |
110 |
100 |
52 |
50 |
34 |
8 |
30+0.3
+0.5 |
10 |
1.5 |
ЭМ-32A |
- |
- |
- |
40 |
ЭМ-42 |
50 |
45 |
12+0.027 |
- |
50+0.5
+0.2 |
45+0.5
+0.2 |
12+0.5
+0.2 |
50 |
142 |
135 |
125 |
60 |
53 |
9 |
40+0.4
+0.6 |
2.5 |
ЭМ-42A |
- |
- |
- |
50 |
ЭМ-52 |
65 |
58 |
16+0.03 |
- |
65+0.6
+0.3 |
58+0.6
+0.3 |
16+0.6
+0.3 |
65 |
177 |
172 |
160 |
86 |
64 |
33 |
40 |
11 |
30+0.3
+0.5 |
6 |
12 |
3 |
ЭМ-52A |
- |
- |
- |
65 |
ЭМ-62 |
80 |
70 |
20+0.03 |
- |
80+0.6
+0.3 |
70+0.6
+0.3 |
20+0.6
+0.3 |
80 |
215 |
215 |
200 |
105 |
88 |
35 |
52 |
14 |
40+0.4
+0.6 |
M6 |
5 |
ЭМ-62A |
- |
- |
- |
80 |
d1 - допустимое отклонение по А
d6 - допустимое отклонение по Ш4
d4 - допустимое отклонение ±0.1
d2 - допустимое отклонение по А4
Д1 - допустимое отклонение 1
l1 - ход якоря (не менее)
d3 - допустимое отклонение по А
Основные технические данные
Тип |
Номинальный передаваемый момент, кгс, м |
Максимальная скорость вращения, об/мин |
Постоянный ток |
Вес, кг |
Номинальное напряжение, в |
Ток (справоч- ный), а |
ЭМ-12 ЭМ-12А |
1.6 |
- |
24 |
0.23 |
1.1 |
ЭМ-22 ЭМ-22А |
4 |
3000 |
0.36 |
1.6 |
ЭМ-32 ЭМ-32А |
6.3 |
- |
0.73 |
2.6 |
ЭМ-42 ЭМ-42А |
16 |
2000 |
0.8 |
4 |
ЭМ-52 ЭМ-52А |
40 |
1500 |
0.93 |
7.5 |
ЭМ-62 ЭМ-62А |
100 |
1000 |
2.07 |
16.2 |
Примечание. Муфты ЭМ-12 - ЭМ-62 - со шлицевым отверстием в корпусе, муфты ЭМ-12А - ЭМ-62А - с гладким отверстием в корпусе. Эксплуатация Муфты ЭМ рассчитаны на работу во
взрывобезопасной среде, не содержащей агрессивных паров и газов в концентрациях, разрушающих
металл и изоляцию, туманы и брызги токопроводящих жидкостей и токопроводящую пыль. Муфты должны работать в релейном режиме (включено-отключено),
использование муфт в режиме длительного скольжения не допускается. При выборе режима работы муфты следует иметь в виду, что
установившаяся температура катушки не должна превышать 110оС. Муфты рассчитаны только для работы в условиях,
обеспечивающих смазку их минеральным маслом вязкостью не более 5Ео. Подача масла к муфте должна осуществляться по каналам вала
или поливом, при особо лёгких тепловых режимах допускается погружение части муфты в масляную
ванну.
Для смазки (охлаждения) муфт должны применяться минеральные
масла, не содержащие металлических и других включений, а также заметных примесей эмульсии,
влияющих на изоляционные свойства масел. Рекомендуются индустриальные масла 20 и 30 ГОСТ 1707-51. Допускается применение масел других марок, равноценных
указанным. При применении масел с вязкостью выше указанной силовые
силовые характеристики муфт не гарантируются.
Катушка муфты должна быть защищена от перенапряжений,
возникающих при коммутации муфты. В процессе эксплуатации муфты не требуют никакой
регулировки. Следует лишь периодически контролировать износ дисков и щётки, а также чистоту
масла. Износ дисков не должен превышать 20% от их первоначального
веса. При большем износе диски необходимо заменить новыми.
Износ щётки контролируется по запасу хода, оставшегося у
изношенной щётки. Если при повороте щёткодержателя (при вывёртывании) на один оборот контакт
прерывается, щётку следует заменить новой.
Дополнение
рис. 3 | Муфты должны быть доработаны заказчиком в соответствии с
конструкцией узла станка, в который они встраиваются.
В состоянии поставки муфта ЭМ-42 АР1 (рис. 3б) состоит из следующих
основных частей: корпуса 1 с заложенной в него катушкой 2; один
конец катушки присоединён к корпусу, другой - изолирован от корпуса и выведен наружу для
присоединения к контактному кольцу при доработке муфты; фрикционного устройства,
состоящего из стальных дисков 5 и 6 и пружинных шайб 4; якоря 3.
Муфта ЭМ-42 АР2 (рис. 3а) состоит из аналогичных деталей, но в
отличие от ЭМ-42 АР1 не имеет якоря. Муфта ЭМ-42 АР2 монтируется совместно с муфтой ЭМ-42 АР1
на общем валу с одним общим якорем.
Во избежание чрезмерного нагрева дисков, а следовательно и
всей муфты, при отпущенном якоре, величина хода якоря должна быть не менее 2.5 мм.
|
Тип |
Номинальный передаваемый момент, кгс·м |
Максимальная относительная скорость вращения, об/мин |
Постоянный ток |
Вес, кг |
Номинальное напряжение, В |
Ток (справоч- ный), А |
ЭМ-42 АР1 |
36 |
2500 |
24 |
1.0 |
6.0 |
ЭМ-42 АР2 |
16 |
0.8 |
2.7 |
Консервация и расконсервация
На заводе-изготовителе
муфты консервируются с целью предохранения их от коррозии при хранении и транспортировке.
При расконсервации следует удалить лишнюю смазку, промыть
детали муфт в растворителе и просушить их (в помещении). Неисправности и способы их устранения При работе муфт встречаются неполадки, причиной которых являются либо неисправности в схеме,
либо в самой муфте. Во всех случаях неполадок сначала необходимо тщательно
проверить аппаратуру управления муфтой и правильность включения муфты, а потом производить
осмотр муфты.
Ниже приведены некоторые встречающиеся неисправности и
способы их устранения:
Неисправность |
Причина |
Способ устранения |
Муфта не срабатывает |
Отсутствие контакта |
Произвести контроль токопровода, устранить его разрыв |
Повышенный остаточный момент |
Недостаточно свободное перемещение дисков в поводке и на втулке из-за перекоса |
Произвести осмотр дисков, устранить перекос |
Муфта передаёт полный момент при отключении питания |
Поломка диска, заклинивание поводка |
Произвести замену дисков, устранить заклинивание |
Транспортировка и хранение Траспортировка и хранение осуществляется любым видом транспорта. Муфты транспортируются и хранятся в упаковке,
предохраняющей их от поломок и атмосферных осадков. Хранить муфты следует в закрытых вентилируемых помещениях
при температуре не ниже +5оС и относительной влажности не более 70%. Резкие
перепады температуры, вызывающие образование росы, не допускаются.
В помещениях для хранения не должны содержаться пары и
газы в концентрациях, разрушающих металл и изоляцию.
|